Назад

История аттракционов в России

        В погоне за сильными ощущениями люди готовы ехать на край света и расставаться с внушительными денежными суммами. Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых высокотехнологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей. Сложнейшие инженерные проекты, многомиллионные инвестиции и грандиозные стройки выливаются в море адреналина для смелых посетителей.

        В индустрии развлечений ставятся самые впечатляющие рекорды скорости, высоты, ускорений и стоимости проектов. Но в то же время эти рекорды и самые недолговечные: изголодавшийся по сильным эмоциям зритель постоянно требует новых зрелищ, и новые горки, карусели и обзорные колеса растут, как грибы после дождя.

        Прообразы современных парков развлечений появились в средневековой Европе: во время ярмарок и карнавалов на площадях выставлялись аттракционы (от французского attraction — привлекать) — летом качели, а зимой — ледяные горки. В 1583 году неподалеку от Копенгагена был построен первый и старейший из ныне действующих парков «Баккен».

         В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор — классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.

         Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. И говорили не «погулять на ярмарке», а «погулять на горах» или «погулять под горами».

        Горы эти строились из деревянных брусьев, высотой до 10—12 метров. Покатую часть выкладывали льдом и поливали водой; прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Высота горки и угол были такие, что санки неслись еще метров 100. Позже появились летние катальные горы, с которых спускались на маленьких тележках, на «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

         В механические сооружения с вагонетками и рельсами они были превращены инженером-изобретателем Андреем Нартовым, личным токарем Петра I. Это была воистину буквально революция в катании.

На горках Нартова катались только придворные, а для народа механические горки возвели впервые только через много лет — в 1896 году на Нижегородской выставке.

        Однако настоящий бум открытия новых парков аттракционов начался в Америке, причем поспособствовали этому, как ни странно, троллейбусы: в выходные дни количество пассажиров неизменно уменьшалось, и опытные коммерсанты решили привлекать клиентов поездками в парки, расположив их на конечных станциях троллейбусных маршрутов. В результате всего за четверть прошлого века в Америке построили около полутора тысяч парков, а вход на их территорию стал платным.

         

         В СССР парковый бум начался в конце 1920-х годов прошлого столетия, но длился недолго. В 1928 году появился крупнейший из ныне существующих в Восточной Европе Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького.

          Вторая мировая война надолго прервала мировое развитие индустрии аттракционов. Даже спустя десятилетие после ее окончания, когда в 1955 году Уолт Дисней обратился к деловым партнерам с просьбой о крупном займе в 100 000 долларов на строительство парка аттракционов для семейного отдыха, он везде получил отказ. Неизвестно, что было бы с парковой индустрией сегодня, если бы тогда Дисней не заложил все свои акции под строительство Диснейленда в Орландо. Парк был задуман как захватывающее путешествие по волшебной стране знаменитых мультфильмов.

       

Дата: 06 июня 2017